Культура - путь к разрешению проблем человечества

декабрь 2011

Жизнь в Космосе по оценкам учёных существует уже миллиарды лет. Вся Вселенная, представляющая собой единый целостный организм, постоянно движется  в направлении эволюции. Планета  Земля и всё, что находится на ней, составляют лишь малую частичку этой необъятной системы, называемой окружающим миром или иначе Природой. Живёт Она по своим, ведомым лишь ей законам, часть которых уже известна человеку, а большую предстоит познать. С момента своего зарождения пытается человек понять тот мир, который его окружает, но утечёт ещё много времени, прежде чем наука способна  будет создать стройную теорию мироустройства. Однако уже сейчас понятно, что устойчивость мироздания обусловлена наличием свода законов, а также присутствием сил, отвечающих за движение её в направлении совершенствования и препятствующих всему, что приводит к нарушению равновесия и тормозит эволюцию. Человек, как часть этой огромной системы, не может выделиться из неё и жить по своим законам, а, следовательно, он может жить и развиваться только в пределах правил утверждённых Эволюцией. В связи с чем и человечество, также являясь составной частью вселенского организма, медленно и неуклонно совершенствуется вместе с ним, лишаясь всего то, что способствует отклонению от заданного направления.

Трудно ещё в настоящее время  прийти к осознанию, что Земля с её обитателями и  Вселенная  взаимозависимы и взаимонеобходимы друг другу, но передовая наука уже признает единство всего сущего (единство мира). Так ещё в древности (III век до н.э.) основатель стоицизма, философ Зенон, учил, что Вселенная подобна живому организму, в котором каждая песчинка, каждое живое существо связано со всеми другими и имеет своё особое предназначение или – выполняет специфическую функцию. В новое время эти гениальные догадки (гипотезы) античных философов о системной целостности мироздания нашли своё продолжение в строгих научных теориях сегодняшнего времени.  Наиболее полное развитие идеи Зенона получили в учении В.И.Вернадского о биосфере. Вернадский, прозванный «Ломоносовым XX века», создал новую науку биогеохимию, изучающую роль живых существ в глобальном геохимическом круговороте. Идеи Вернадского намного опередили то время, в котором он творил, и сегодня они играют выдающуюся роль в становлении научной картины мира и определяют формирование современного экологического сознания, понимающего, что судьба нашей планеты и судьба человечества — это единая судьба.

Многие миллионы лет затратил человек на своё развитие и этот процесс продолжается. В настоящее время достиг он уровня развития самосознающей сущности, способной осознавать свои деяния и представляет, по выражению А.И.Герцена, венец развития Природы. Это накладывает на него определённые обязанности и ответственность перед Ней. У него появляется право сознательного выбора пути своего развития в отличии от других представителей животного и растительного царств: либо он занимает активную позицию в эволюции Природы, либо  выбирает иное направление со всеми вытекающими последствиями. Сделав правильный выбор, человек определяет своё развитие как сотворца с Природой, как сознательной силы, поддерживающей развитие эволюционных процессов в ней… И это явится великим достижением для него: быть участником творения как самого себя, так и всей Вселенной… Изменяясь сам он может изменять мир окружающий.  Данный выбор значительно ускорит эволюционные процессы в Природе, а прежде в нём самом.

Сегодня человек ещё только готовится сознательно вступить на путь сотрудничества с Природой, на путь сознательного самосовершенствования. В Христианстве 2000 лет назад прозвучал призыв: «будьте совершенны, как Отец Ваш Небесный», но до сих пор общество так и не прониклось этой задачей: не появилось стремления обустроить жизнь таким образом, чтобы были созданы все необходимые условия для роста духа, обеспечивая тем самым развитие творческого потенциала каждого. Все свои  силы,  все достижения науки и техники общество  направляет сегодня на обеспечение  материальной стороны жизни. Это говорит о том, что человек полностью погрузился в цивилизацию забыв о другой грани своего бытия - культуре. Главная цель цивилизации через производство материальных благ, способствующих облегчению условий труда и созданию комфортных условий жизни человека, дать ему возможность приблизиться к личному счастью. Культура же, производящая духовные блага, направлена на рост духа, обуславливающего  развитие сознания человека, расцвет его творческих способностей, устремление к совершенству и, в  конечном итоге, достижение им духовного счастья. Счастье духовного человека определяется красотой и гармонией окружающего мира, в котором отсутствуют безобразия, люди живут в мире и любви.  Духовного человека заботит благо рода человеческого, а не своё личное. В связи с чем именно культуре должно уделяться основное внимание и отдаваться приоритет, дабы смог человек исполнить на высшем уровне роль сотворца предназначенную ему Природой.

Сегодня же культуре не уделяется необходимого и достаточного внимания, а потому человек не может проявить свои высшие качества, не может осознать смысла жизни и своего предназначения. И тем не менее сама жизнь все чаще приводит человека к размышлению над вопросом: что есть жизнь и зачем она дана человеку.  Многие видят смысл жизни в достижении удовольствий, но все больше людей начинают понимать, что цель жизни не в этом... Не обеспечивают счастья человеку материальные блага. Мгновения счастья доступны всем людям, независимо от их материального достатка, и несчастья посещают  как бедных так и богатых. Любовь и ненависть, потери и приобретения, горе и радость и т.п. в той или иной степени, сопровождающие будни человека,  присутствуют в жизни любого. И эта ситуация присуща роду человеческому  на протяжении  всех времён его существования.

Есть такое понимание, что жизнь это школа, в которой родившийся человек просто вынужден учиться, независимо от его желания, и решать те задачи, которые поставляет ему жизнь. У каждого своя жизнь и соответственно  свои задачи. Выученный урок не повторяется, а нерешённые проблемы, осложняя жизнь, затрудняют развитие. Вот и получается, что жизнь испытывает на прочность каждого в соответствии с его силами. Эволюционировать могут только сильнейшие, - слабые выпадают из этого процесса. Природа следит за тем, чтобы каждая её частица могла взращивать свои силы и развивать их. И человек, по мере своего естественного развития, вынужденный добывать знания и обретать силу, осваивает профессию ученика* в Природе. Чтобы не отстать от жизни, ему необходимо постоянно накапливать знания, уметь пользоваться ими для разрешения встающих на его пути задач. Учась в любых условиях обретать силу, устремляясь к победе над своими слабостями открывает человек путь к здоровью, знаниям, совершенству. Тот же, кто не следует этому пути, тот - саморазрушает себя…

Сегодня есть те, кто достигают великих результатов: кто-то, творя путь в науке, совершает открытия, раскрывает неизведанные глубины Вселенной, кто-то создаёт шедевры искусства, кто-то делает мировые рекорды в различных видах спорта, кто-то развивает в себе качества  видеть будущее и прошлое, кто-то может читать мысли, кто-то может ходить по огню и т.д. и т.п.. Но наступит время, когда все эти способности будут принадлежать любому человеку. Это будет новый человек и это будет совершенной иной мир со своими задачами. Предела совершенству нет.   Откроются неведомые ныне  горизонты для творчества.  Так заповедан путь развития человечества самой природой и, действуя в согласии с ней, именно здесь  нужно прикладывать все силы общества, и будет это великий труд на общее благо. Нет иной судьбы у человека, как быть творцом мира окружающего, ибо благоволит ему в этом сама матушка природа.

Однако все это далёкое будущее, а настоящая реальность такова, что человечество озабочено развивающимся глобальным экологическим кризисом и есть реальная опасность перерастания его в экологическую катастрофу, несущую гибель человечеству. Все большее число специалистов приходит к убеждению, что экологический кризис - это во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис. С этой точки зрения, решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания.

Экологическая доктрина Российской Федерации, созданная в августе 2002 года, говорит о том, что сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Много внимания уже сегодня уделяется повышению экологической культуры,  призванной изменить структуру и характер человеческих потребностей, сам тип личности, целевые установки которого будут направлены прежде всего на обеспечение коэволюции - совместного развития природы и общества. Данный процесс только тогда обретёт своё качество, когда человек перестанет быть потребителем у природы и начнёт пользоваться благами природы не только для ублажения своих желаний, но озаботится о гармонии и красоте окружающего мира и станет активным участником развития эволюционных процессов в ней. Для этого требуется совершенно иное мировоззрение, которое может сложится только под влиянием культуры и в течение определённого времени. Именно приоритет культуры позволит человеку, изменить своё мышление, жизненные ориентиры и, устремляясь к духовному совершенствованию, перейти на новый уровень взаимоотношений с природой. В этом спасение человечества. Иного пути нет…

Переориентация жизнедеятельности общества с акцентом на культуру приведёт прежде всего к переоценке ценностей. Нравственность, как сила, позволяющая человеку ответить на главный вопрос его жизни: что такое хорошо и что такое плохо, займёт своё достойное место в общественной жизни. Сегодня она просто отсутствует. Свобода, неограниченная никакими правилами и общечеловеческими ценностями, привела общество на ступень, на которой расцвёл целый букет социальных пороков, разлагающих его:  развиваются наркомания, проституция, коррупция, алкоголизм, взяточничество, наблюдается рост преступности и детской в том числе, увеличивается число больных людей, растёт количество детских домов, домов престарелых, и т.п..  Бороться с социальными пороками без попытки утвердить в жизнедеятельности общества нравственные основы смысла не имеет. За искоренение пороков в обществе, прежде всего отвечает духовно-нравственное воспитание населения и особенно молодёжи, а это задача не одного поколения. Но чем раньше за неё взяться, тем быстрее её можно решить. Эта область деятельности общества полностью принадлежит культуре.

Поскольку процессы, происходящие в обществе и в природе взаимозависимы, то  болезни общества являются причиной нарушения равновесия и в природе, проявляющееся  в виде экологического кризиса…. Для восстановления равновесия в природе обществу просто необходимо освободится от пороков, восстановить своё здоровье, что однозначно поможет человечеству избавится от опасности экологической катастрофы. Только изменяя себя, создавая здоровый образ жизни и духовной и телесной, человечество изменит и окружающий мир – таков закон природы. По другому наладить совместное развитие общества и природы,  создать все условия для развития гармоничного человека, устремлённого к творчеству красоты в окружающем мире не получится. Человек должен осознать ответственность за свои деяния, их результаты и принять верное решение.  Только Культура явится основой расцвета человечества во всех сферах бытия и будет способна разрешить многие сегодняшние проблемы человечества.

Просветительская деятельность в этом направлении многогранна и многообразна. Каждый имеет возможность приложить свои силы. Участники конкурса «Люблю тебя, мой край родной!», создавая социально значимые плакаты, устремляют человека на творческий труд во благо общее, на творчество дел, несущих красоту и гармонию в окружающий нас мир, на воспитание любви к Родине, к  Природе и ко всему тому, что делает наш мир более совершенным.  

Ответственность в обществе за просветительскую деятельность всегда лежала на интеллигенции и сегодня каждый считающий себя интеллигентом должен послужить просвещению своего народа, общества, процветанию России,  бескорыстно и безвозмездно послужить России, дабы обрела она мощь великую, укрепив духовную силу своих народов…

Будем помнить, что путь культуры – это неизбежность, но сроки наступления её можно приблизить осознанным трудом многих. Чем скорее развернёмся мы лицом к Культуре, тем быстрее обретёт мощь РОССИЯ, а вместе с ней наступят благоприятные времена для её народа.

Виват культуре!

 

_________________________________

*Слово «чело-век» можно рассматривать как «чела» (переводится с санскрита как «ученик») и «век» (относится к категории вечности), что позволяет нам отождествить его со словом «вечный ученик».

ПЛАКАТ 2013 Г.
ПЛАКАТ 2013 Г.
ПЛАКАТ 2013 Г.
ПЛАКАТ 2013 Г.